Дорогами Грузии: от горных вершин к морю (мотоочерк)

6328

С чего начинается путешествие? Конечно с горящего пламени идеи и обжигающих, не дающих покоя мыслей. Когда бессистемная мозаика дорог складывается в один стелящийся под ногами путь.
Есть такая притча. Когда Бог создавал мир и делил между народами земли, грузины пришли последними, когда уже ничего не осталось. Взмолились они: «Отец, дай и нам клочок земли!». Пожалел их Господь и сказал: «Что ж, придется отдать Вам землю, где я хотел жить сам».
Наше с мужем путешествие в Грузию задумывалось давно — еще во времена, когда СМИ всех пугали происходящими там событиями. Поэтому поездка неоднократно откладывалась. Но в какой-то момент, листая чужие фотографии, подумали, ну что может нам угрожать в стране, которая славится на весь мир своим гостеприимством, и начали собираться.
Как раз в это время мы сменили класс мотоцикла, и очень хотели опробовать его в деле, поэтому наметили именно мотопутешествие.
Сборы состояли в основном из решения вопросов, связанных с возможностями нашего средства передвижения – это маршрут и небольшой объем вещей, которые мы могли взять с собой.
Мотоцикл, на котором мы отправились — это Yamaha TDM900 с тремя пластиковыми кофрами и одним рюкзаком на баке – общим объемом 130 литров. Каждому досталось по одному боковому кофру для личных вещей, одежды и обуви, общее снаряжение – палатку, коврики-самонадувайки, горелку, газ, аптечку разместили в центральном кофре, а карту, гаджеты, перекус, воду – в рюкзаке на баке.
Наш отпуск с дорогой туда и обратно составил 16,5 дней. Мы рассчитывали как на палаточные ночевки, так и на отдых в гостевых домах и отелях. Нитка маршрута сложилась такая: пограничный переход КПП«Верхний Ларс» – пос. Степанцминда – пер. Крестовый – кр. Аннанури – г. Мцхета – г. Тбилиси – г. Боржоми – г. Ахалцихе – пос. Хуло – г. Батуми – пос. Сарпи – пос. Кобулетти – пос. Уреки – г. Поти – г. Анаклиа – г. Зугдиди – пос. Джвари – пос. Местия – г. Кутаиси – пос. Степанцминда – КПП «Верхний Ларс». Протяженность по Грузии – 1650 км.
На сравнительно небольшой территории Грузии сконцентрировано так много удивительных мест, что посетить их за одну поездку невозможно. Виды и достопримечательности можно описывать бесконечно, но я буду стараться кратко.
Мы выехали из дома в г. Владимире в пятницу после работы 19 августа прошлого года и постарались как можно больше проехать в первый день. Дорога до Грузии не доставила нам особых хлопот. Мы добирались по М7, в Малой Дубне свернули на радиальную трассу вокруг Москвы А108, с нее на М4 «Дон». От г. Владимира до г. Владикавказа примерно 2000км. Состояние дороги неплохое, не радовали только ремонтные работы и платные участки трассы. Дважды по пути туда и обратно мы ночевали в палатке. Для ночевок выбирали ответвления основной дороги и вставали в перелесках. Готовили на горелке. Поскольку мы люди, привычные к походам, то отлично высыпались и не ощущали лишений. Погода нас баловала – было тепло и солнечно.

Дорога
В воскресенье 21 августа в середине дня мы добрались до погранперехода «Верхний Ларс». Он находится примерно в 30 километрах от г. Владикавказа. Автомобильная очередь там стоит всегда. Как правило, мотоциклистов на КПП пограничники не задерживают ни российские, ни грузинские – наоборот говорят, чтобы проезжали быстрее. Досматривают также как всех автомобилистов – проверяют документы (загранпаспорта, права, ПТС), просят открыть кофры. По поводу графика работы погранперехода – советую уточнять его непосредственно перед поездкой. Национальной валютой Грузии являются лари. На КПП есть маленький обменный пункт, курс на котором сопоставим с банковским (в августе 2016 года он был 28,5 рублей за 1 лари). Здесь мы поменяли немного денег на первое время.

Военно-грузинская дорога
Военно-грузинская дорога, по которой мы ехали от Владикавказа, пролегает по Дарьяльскому ущелью вдоль реки Терек и подвержена капризам природы – то сель сойдет, то оползень, то камнепад, зимой нередки лавины. Склоны ущелья отвесны и очень живописны, это, можно сказать, ворота Грузии.
Несмотря на то, что название дороги Военно-грузинская, никто здесь не воюет. Имя она получила в честь установления протектората России над Грузией. Асфальт есть практически везде, его регулярно ремонтируют после стихийных бедствий.

Степанцминда
Первый населенный пункт после границы с Россией – административный центр муниципалитета Казбеги. Мы остановились в милом гостевом доме «У Майи», расположенном в пос. Гергети в пяти минутах ходьбы от Степанцминды за 20 лари в сутки с человека. Бесплатная парковка, Wi-Fi, несколько туалетных комнат. Заранее мы жилье не бронировали, но в следующий раз будем это делать в целях экономии времени. Грузинские арендодатели плотно работают с сайтами бронирования жилья и есть возможность выбрать с помощью Интернета то, что захочется.

Троицкая церковь (Гергети)
Еще дома мы как заядлые альпинисты мечтали подняться на вершину г. Казбек (5034м) и выделили на подъем два дня, совместив мотопутешествие с восхождением. В Степанцминде есть два туристических проката снаряжения, стоимость аренды рассчитывается ежедневно и вполне адекватна. Не удивляйтесь, если сначала вы не услышите суммы меньше 10 лари в сутки за любую вещь. Можно выпросить скидку – ищите недостатки снаряжения. В итоге нам большой рюкзак, кошки, веревка и ледорубы обошлись на двоих в 50 лари в сутки.
Дорога на Казбек начинается прямо от Степанцминды, идет мимо поселка Гергети и упирается в дорогую сердцу каждого грузина Троицкую церковь (груз. «Цминда Самеба»), один из символов Грузии.
От храма на Казбек ведет натоптанная тропа, вдоль которой встречаются информационные щиты с указанием местонахождения. Тропа необычайно живописна — вдоль обрывов и водопадов она поднимается на Гергетский ледник и по нему карабкается до бывшей метеостанции (Bethlemi Hut) на высоте 3653м. Сейчас здесь организован приют. Рядом есть палаточный лагерь.

Метеостанция на Казбеке
Был холодный вечер, и мы остановились в приюте. Отдохнув четыре часа, в два часа ночи мы вышли на штурм. Именно так делают альпинисты, чтобы возвращаться с горы в светлое время суток. Подъем средней сложности и крутизны, но без снаряжения, одежды, а главное опыта, там делать нечего. К десяти утра, мы оказались на предвершинном взлете. Внезапно опустилось облако, и наша вершина запомнилась нам молочно-белой. К сожалению, видами мы насладиться не смогли, но зато возникло желание побывать здесь еще раз и подольше.

Подъем на Казбек
В этот же день вечером 23 августа спустились в Степанцминду. Уставшие, мы отмечали нашу маленькую победу в уютном кафе в центре под названием «5047м», сидели на террасе, закутавшись в пледы от вечерней прохлады, и любовались заходящим за горы солнцем.

Степанцминда

Крестовый перевал и минеральный источник.
Солнечным грузинским утром мы покинули Степанцминду, начав подъем на горную границу междуречья Терека и Арагви.
На подъеме прямо у дороги есть минеральный источник, где можно набрать очень необычной на вкус газированной минеральной воды. Известковые наплывы, по которым постоянно стекает вода, напоминают нереальный инопланетный пейзаж.

Минеральный источник на Воен Груз дороге
Выше по дороге находится Крестовый перевал (2379м). Свое название он получил благодаря установленному на перевале каменному кресту. Недалеко от него находится Арка Дружбы России и Грузии, ее окружает мозаичное панно, повествующее об исторических русско-грузинских событиях. Тут же расположена обзорная площадка, с которой открываются захватывающие виды.

Крепость Ананури и Жинвальское водохранилище
Мы не смогли проехать мимо сказочно-бирюзовой воды, над которой возвышается крепость Ананури 16 века. Оказалось, что водохранилище искусственное и относится к местной ГЭС. А крепость была построена для защиты окрестных земель от набегов. Вход бесплатный, внутри очень много отлично сохранившихся построек и храмов с каменными резными фасадами и оригиналами древних фресок. Рядом с крепостью сувенирный рынок с грузинскими шапками, сумочками, бижутерией. Тут мы перекусили булочками с кофе.

Кр. Ананури

Мцхета
Этот город был столицей Древней Грузии. Здесь находится самый главный храм страны — Светицховели, поражающий своими размерами. Но больше нам приглянулся расположенный через реку от города монастырь Джвари. На высоком берегу возле слияния рек Арагви и Куры находится удивительно благостное место. Здесь мы просто наслаждались отдыхом, каждому порой нужна минутка, чтобы посмотреть вглубь себя. Вечерело и знакомство с действующей грузинской столицей мы оставили на завтра. Ночевать расположились неподалеку от монастыря.

Мцхета. Слияние Куры и Арагви
Тбилиси
Чтобы понять Тбилиси, состоящий из несочетаемых кусочков, нужно быть местным. Чего стоит аутентичный старый город с его извилистыми улочками и серными банями, куда записываться нужно за месяц. Или будоражащий взгляд современнейший центр – стеклянный Мост Мира, трубовидный концертный зал, метро (проезд стоит 50 тетри) и канатка к крепости Нарикала недалеко от холма, где стоит памятник « Мать Грузия». Мы гуляли и катались по городу целый день и нам было мало. На ночевку остановились в частном доме в старом городе за 50 лари на двоих. Наградой за насыщенный день нам стал ужин на увитой виноградом крыше-веранде, с которой искрящийся вечерний город походил на усыпанную блестками грузинскую шаль.

Боржоми
Какое еще слово напоит вас хрупкостью шипящих на языке пузырьков? Но Боржоми еще и чудесный город с парком, памятниками, водными павильонами, водопадами и минеральным бассейном. Вход в парк стоит сущие копейки (2 лари на двоих). Перед ним небольшой рынок, где можно купить все – от местных трав и меда до одежды и полотенец для забывчивых желающих искупаться. Имейте в виду, что бассейн с минеральной водой для купания находится в дальней части парка, идти до которой минут 30. К сожалению, природная минералка хранится в пластиковой бутылке лишь несколько часов, да и напиться про запас не получится – может стать нехорошо.

Вардзия
Один из немногих ныне действующих пещерных монастырских комплексов, хотя ранее, эта крепость имела сугубо оборонное значение. Удивительное место, напоминающее крымские пещерные города, но гораздо более масштабное. Высокая этажность, глубокие колодцы, длинные освещенные ходы – это все Вардзия. Вполне можно было бы потеряться, если бы не таблички-указатели. В храме Успения Пресвятой Богородицы сохранились древние фрески. Здесь проходят службы и в каменных кельях живут монахи, туда туристов не пускают. Когда мы собрались уезжать, к нам подошла женщина, торговавшая иконами, и подарила нам маленькую икону Николая – покровителя путешествующих.

Вардзия.

Ахалцихе
Основным памятником города является крепость Рабат. Ее недавно восстановили и теперь она больше похожа на игрушечный город со своими храмами, гостиницей, рестораном, кафе, магазинами и даже Домом бракосочетаний. На территории крепости находятся храмы и постройки трех религий – христианства, мусульманства и иудаизма. То, что веками разделяло людей, здесь объединилось в удивительно гармоничном ансамбле. Мы были в городе уже под вечер, и ночевать поехали в сторону далекого еще моря. По дороге нас остановила полиция, поинтересовавшись, куда мы направляемся. Услышав, что мы хотим проехать через пос. Хуло к Батуми, полицейские настоятельно рекомендовали поехать в объезд и даже пугали горными волками. Отъехав от Ахалцихе, мы чудесно заночевали в зарослях колючей, но вкусной облепихи и наутро двинулись в горы.

Ахалцихе.

Пос. Хуло
Высокогорный поселок, к которому ведет грунтовая каменистая дорога, местами размытая ручьями – настоящее испытание для пилота мотоцикла. Но ощущение первозданной дикости окружающих пейзажей и полное отсутствие трафика компенсирует все неудобства. В самом поселке есть интересное кафе, где можно отдохнуть и полюбоваться настенными памятными записками. Кого тут только не было! Путешественники и туристы из десятков стран оставили свои автографы.

По дороге к Хуло

Батуми
В Батуми мы приехали теплым вечером. Увидев море, мы бросились купаться, забыв обо всем. Вдоль длинной прибрежной линии из Батуми тянется Золотой пляж, на котором мы и поставили палатку прямо под пальмой. Весь следующий день, 28 августа, был посвящен Батуми с его футуристическими небоскребами, ботаническим садом, римской крепостью «Гонио-Аспарос», чудесной набережной и парками, канатной дорогой, морскими прогулками и рыбным рынком, на котором свеже пойманную рыбу нам сразу и приготовили на обед. Батуми нам показался похож на какой-то турецкий или арабский курорт.

Сарпи
На ночевку мы решили поехать к турецкой границе – в пос. Сарпи. Мы думали немного прокатиться по Турции на следующий день, но идея в реальности оказалась неудачной. Сарпи оказался забит фурами и отдыхающими дальнобойщиками, переходящими грузинско-турецкую границу и ночевать там было абсолютно негде. Все кафе были шумными и грязными. На приграничных турецких территориях хозяйничают курды, в связи с чем, нам настоятельно не советовали ехать туда вдвоем. Да и бензин в Турции дорогой. В общем, как и предыдущую ночь, мы спокойно выспались на Золотом пляже.

Грузия

Кобулетти и Уреки
Следующие два дня мы посветили пляжному отдыху, остановившись в пос. Кобулетти в чудесном гестхаусе на ближайшей к морю улице за 30 лари за двоих. Накупавшись, мы решили съездить в расположенный неподалеку Национальный парк «Мтирала». Дорога туда ведет узкая и каменистая, а вглубь парка к водопаду и горному озеру можно дойти только пешком. Шли мы долго, но оно того стоило – чистейшая ледяная пресная вода быстро смыла усталость. Вечером мы еще успели побывать в парке развлечений «Цицинатела» и нашли пару экстремальных аттракционов. Правда, парк оказался совсем не бюджетный.
На следующее утро, пляжный отдых мы продолжили посещением Уреки с магнетидными черными песками. Говорят, они обладают лечебным воздействием. Пляж был немного грязнее, чем все, что мы видели до этого. Еще удивило наличие каких-то кочующих групп людей, похожих на цыган. Как ни странно, именно в Уреки увидели на пляже дежурных полицейских и спасателей. Черные пески оказались обжигающе горячими и тяжело отмывались от кожи и купальника.

Кобулетти

Поти
31 августа мы продолжили наше путешествие и въехали в Поти. Поти оказался портовым городом. Довольно крупным с красивым храмом в центре. Погода не радовала, моросил дождик, и, погуляв по городу, мы решили не задерживаться, продолжая двигаться в сторону Анаклии.

Храм в Поти

Анаклия
Практически на всем побережье Анаклии находятся замершие стройки крупных отелей, пристаней и абсолютно пустынные пляжи. Создавалось странное ощущение заброшенности. При этом часть самой Анаклии выглядит как обжитый турецкий отель – с пальмами, освещением и инфраструктурой. При этом туристов меньше, чем обслуживающего персонала. К вечеру погода наладилась, мы ужинали в компании новых мото-знакомых из Белоруссии на крыше отеля и любовались звездами.

Зугдиди и Джвари
Наутро мы снова поехали вверх, в горы. По дороге остановились полюбопытствовать, как выглядит Ингури-ГЭС. Величественное сооружение, расположенное частично в Абхазии, частично в Грузии, соединяется горным туннелем. Водохранилище с отвесными берегами и удивительным бирюзовым цветом воды. Здесь начинается дорога в верхнюю Сванетию.

Ингури ГЭС

Местия – Верхняя Сванетия
Эта часть Грузии произвела на нас самое яркое впечатление. Серпантины нешироких дорог и кое-где падающие на асфальт камни не давали потерять бдительность. Один из наших новых знакомых упал на мотоцикле, скользнув колесом по камням, хорошо, что без последствий. Поразило количество коров, отдыхавших от жары прямо в туннелях. Их приходилось аккуратно объезжать в темноте, что прибавляло экстрима. Природа Сванетии – ее главная ценность. Сама Местия сейчас строится, нам она запомнилась семейными сванскими башнями, в одной из которых нам удалось побывать в гостях, канатными дорогами и ошеломляющими видами на Главный Кавказский хребет и горы Ушбу, Донгуз-Орун, Шхару и другие. К сожалению, время отпуска таяло, но в следующий раз мы запланировали проехать дальше – до горных общин (например Ушгули), расположенных выше и недоступнее, куда местные проезжают лишь верхом.

Местия
Кутаиси
Наверное, именно в Кутаиси к нам пришло осознание, что мы постепенно двигаемся в сторону дома. Кутаиси – красивый город, где много парков, скверов и магазинов. Здесь тоже есть старый город, вокруг которого дремлют спальные районы. Здесь мы ночевали в хостеле за 30 лари за двоих и покупали сувениры друзьям и близким. В качестве подарков мы выбрали в основном специи и грузинское вино, о чем дома не пожалели.
От Кутаиси мы уже знакомой дорогой доехали до Степанцминды и пограничного пункта, а там – домой, и 4 сентября уже делились впечатлениями с самыми нетерпеливыми друзьями.

Еще хотелось бы отметить следующие практические моменты нашей поездки.

Жилье
Снять жилье в Грузии абсолютно не сложно. Выбор жилья разнообразен. Есть европеизированные отели, есть квартиры и коттеджи, но наиболее распространены так называемые «гестхаусы», организованные в частных домах, нам они показались наиболее уютными и предпочтительными.
Ночевки в палатке не доставили никаких хлопот, несколько раз хорошие места для отдыха нам показывали местные жители и даже полицейские.

Питание
Грузия вполне могла бы стать одной из столиц гастрономического туризма. Местные блюда придутся по душе любителям специй и острого, удивительных сладостей и фруктов. После поездки еще долго вся домашняя еда казалась пластиковой и безвкусной. Цены на питание средние – на 10 лари на двоих можно скромно перекусить, на 20 – знатно покушать.
В случае готовки на горелке не возникло никаких проблем при покупке продуктов в местных магазинах. Все, что было непонятно на этикетках, нам с удовольствием переводили.

Общение и безопасность
Впечатление о стране в первую очередь складывается исходя из общения с местными жителями. Практически все люди старшего поколения говорят в Грузии (более или менее) на русском языке. Молодежь нередко знает его плохо, зато говорит на английском. Проблем с общением не было. Никакой враждебности или агрессии по отношению к нам не ощущалось. Мы чувствовали себя гостями в хорошем смысле. Ключи из мотоцикла перестали вынимать на второй день поездки. Куртки и шлема оставляли на мотоцикле просто так. Ни разу не было попыток что-либо украсть или обмануть нас.

Деньги
В основном меняли деньги в грузинском «Либерти Банке», поскольку там был наиболее выгодный курс. В крупных магазинах и на сетевых заправках расплачивались картой Visa.

Дороги и бензин
Дороги в Грузии, не считая сложных горных районов, очень хорошие. Местная полиция к туристам лояльна, но и мы старались сильно не нарушать правила движения.
Качество бензина среднее. Цена чуть выше, чем у нас – примерно 2,2 лари. Заправки не отличаются частотой расположения, если бак мотоцикла маленький, имеет смысл брать небольшую канистру с топливом, хотя на дороге всегда помогут.

В дороге мы нередко пересекались с мотоциклистами из разных городов и стран. Часть пути даже проехали вместе с немцами, поляками, белорусами и москвичами. Было весело. Грузия стала объединяющей силой, стирающей границы и языковые барьеры. Этой поездкой мы развеяли не одно устойчивое заблуждение и увидели гостеприимную солнечную страну. Ощущение дружелюбия и безопасности – такой нам запомнилась Грузия, куда, я точно знаю, мы еще не раз вернемся.

Автор: Наталья Круглова

Дополнительная информация для путешественников:

Путешествуем по Грузии – все виды транспорта для туристов

Авиаперелет без проблем — бронируем билеты

Нужна ли виза в Грузию

Аренда машины в Грузии: как выбрать надёжную компанию

Отели и частное жильё: где искать самые лучшие предложения

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.